Устройство насоса циркуляционного типа можно назвать
довольно простым. В корпус, изготовленный из нержавеющей стали, чугуна,
алюминия, а порой и из бронзы или латуни встраивается керамический или стальной
ротор, на его валу устанавливается крыльчатка — колесо с лопастями. Его, как
правило, изготавливают из технополимера. При вращении двигателя лопасти
начинают нагнетать теплоноситель, и заставляют его перемещаться по
системе.
Виды циркуляционных насосов
Сейчас на рынке строительной и инженерной техники можно
приобрести два вида циркуляционных насосов. В 50-х годах прошлого столетия
появился насос циркуляционного типа с «мокрым» ротором, погруженным в
перекачиваемую среду. Не так давно появился циркуляционный насос с «сухим»
ротором, не имеющий соприкосновений с
водой. В первом виде отсутствует вентилятор, поэтому он, намного тише «сухого», и стоит дешевле. Кроме
того, в нем теплоноситель, продвигаясь через корпус устройства, выполняет
функцию смазки для деталей, трущихся друг об друга, а не только роль охлаждения двигателя.
Безусловно, в этом случае вода должна непрерывно
циркулировать в устройстве, в противном случае насос, поработав какое-то время
без охлаждения, может просто перегреться и выйти из строя. Следует отметить,
что такие устройства почти не нуждаются в техническом обслуживании, поскольку
их ремонт, замена и монтаж не
трудоемкие. Но, только у них очень низкий КПД, и составляет не более 45%. По этой причине «мокрые» приборы эффективнее использовать
для небольших систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции и
кондиционирования коттеджа, для небольшого дома или здания средних размеров. У
агрегатов с «сухим» ротором КПД может достигать 70%, поэтому их широко
применяют не только в бытовых условиях,
но и в больших отопительных системах, в которых циркулируют достаточно большие
объемы воды.
Типы «сухих» насосов
Агрегаты с «сухим» мотором делятся на 3 типа:
— консольные;
— моноблочные;
— inline-насосы.
В консольных насосах двигатель находится отдельно от
корпуса, а рабочий вал с помощью специальной муфты соединяется с приводным
двигателем. Такие модели устанавливают, в основном, на фундаменте, поскольку их
обслуживание требует значительных затрат. В моноблочных «сухих» насосах, несмотря на то, что приводной двигатель и
корпус собираются в единый блок, но они являются раздельными элементами. В
таких моделях рабочее колесо устанавливается прямо на приводном валу. Это
позволяет значительно упростить тестирование и проведение ремонта оборудования.
Консольные «сухие» устройства отличаются от inline-насосов
только более совершенной технологией торцевого уплотнения и более высокой
герметичностью. Такие модели состоят из 2-х колец, довольно точно
отполированных колец. При работе эти кольца вращаются одно относительно
другого. Скользящий торцевой уплотнитель
в зависимости от вида и температуры теплоносителя может изготавливаться из
керамики, графита, карбида вольфрама, нержавеющей стали, оксида алюминия и т.д.